«Кукурузник» вернётся?

kukuruznik-vernyotsya

Омские бизнесмены заявили о возможном возобновлении производства самолёта АН-3Т. По мнению предпринимателей, курс правительства на импортозамещение — хороший шанс возродить версию знаменитого «кукурузника», сообщает Российская газета.

«Кукурузник» вернётся?

По данным газеты, сегодня около 15-ти миллионов россиян практически отрезаны от «цивилизованного мира». В 28 тыс. населённых пунктов можно добраться только по воздуху. Но затянувшийся кризис в отечественном самолётостроении может лишить людей и этой возможности.

«Реализация проекта по возрождению АН-3Т позволит удовлетворить острую потребность регионов и авиакомпаний в современных универсальных и надёжных «лёгких» самолётах», — убеждён директор стратегического проектирования Василий Цой.

Модернизацией «Аннушки» омские конструкторы начали заниматься ещё в 80-е. Поршневой двигатель заменили на турбовинтовой, разработанный Омским объединением им. Баранова, изменили компоновку кабины, заменили в ней оборудование, оснастили её вентиляцией и системой обогрева.

Самолёт получился очень приличным и мог эксплуатироваться круглый год на самых слабооборудованных авиаплощадках. Машина работала на авиакеросине, который был доступен в каждом аэропорту, садилась на грунтовку и отличалась прочностью.

Однако с конвейера самолёт пришлось снять — ПО «Полёт» не сумел набрать портфель заказов. По мнению авиаторов, виноват во всём экономический кризис.

«Покупать АН-3Т намеревались Великобритания, США, Китай, Монголия, страны Африки и Южной Америки, — утверждает Василий Цой. — Но мы не смогли собрать средства, необходимые для получения сертификата Евросоюза».

ПО «Полёт» вошло в состав космического центра им. Хруничева, который отказался от авиационной тематики. В 2009 г. предприятие объявило, что прекращает серийное производство АН-3Т. Сегодня в авиапроме это решение признали ошибочным.

«В Омске до сих пор сохранены все условия для возрождения производства АН-3Т, — сказал экс-представитель корпорации «Рособоронэкспорт» в Омской области Владимир Соснин. — Пока у нас есть производственные мощности, технологии и кадры, которые позволят запустить проект в малые сроки. Но еще лет пять-семь, и мы навсегда утратим тот ценный опыт и квалификацию, который имеют сегодня мастера — ветераны омских предприятий».

Как говорят специалисты, на постройку первых 30-ти машин потребуется порядка 4,5 млрд. руб. Окупиться проект должен через 6-7 лет. Цена одной машины составила бы около 40 млн. руб.

«Между тем ближайшие конкуренты АН-3Т иностранного производства сегодня продаются за семьдесят-восемьдесят миллионов рублей. А это весьма значимый фактор», — отмечает директор компании «НТФ-Девелопмент» Дмитрий Сапунов.

ПО словам омских предпринимателей, благодаря проекту заказы получат многие предприятия областной оборонки. Инвесторы намерены приступить к строительству нового авиазавода уже в следующем году.

«В России потребность в самолётах малой авиации в ближайшие десять лет оценивается на уровне трёх тысяч единиц, — говорит Василий Цой. — А зарубежный рынок готов принять в два раза больше. Так что рыночная ёмкость проекта очевидна».

Инициаторы проекта считают, что у них появился реальный шанс «претендовать на создание центра развития малой авиации России, ведь город очень удобно и выгодно расположен по отношению к ключевым игрокам внутреннего и внешнего рынков сбыта». Кроме того, именно в Прииртышье готовят лётный состав для местных авиалиний.

Но у авторов идеи есть и оппоненты.

«Мне непонятно, кто будет летать на этих самолётах? — не скрывает удивления банкир Владимир Копман, финансировавший сборку первых шести АН-3Т. — Каков покупательский спрос? В последние годы малая авиация в Омской области находится в критическом положении. В районах региона практически не осталось взлётно-посадочных площадок, технический парк распродан, а пассажирские перевозки не осуществляются вообще».

И действительно, в области из 14-ти местных аэродромов остались всего две взлётно-посадочных полосы, и одну из них уже разбирают по кусочкам, которыми латают районные дороги. Авиакомпания, обсуживавшая местные направления, давно перепрофилировалась.

«Без государственных инвестиций развитие малой авиации в регионе невозможно, — убеждён ее руководитель Андрей Коломоец. — Мы проработали более десяти лет и налетали свыше 55 тысяч часов, при этом не потеряв ни одного воздушного судна и ни одной человеческой жизни. Но выполнять пассажирские перевозки без дотаций коммерчески невыгодно».

Как выяснилось, отсутствие спроса и инфраструктуры — не самые главные проблемы. Гораздо хуже то, что авторские права принадлежат украинскому КБ «Антонов». Раньше правообладатели не требовали роялти (лицензионного вознаграждения) из-за партнёрских отношений. А сейчас… Сейчас с КБ ведутся переговоры. И вполне возможно, что их итоги, заставят авиаторов спуститься с небес на землю.

Новости.

Комментарии запрещены.